Обращение к читателю

А.Л.ВерткинГлубокоуважаемые коллеги!

Вот уже 13-ый выпуск «Электронного Вестника» подготовлен обществом «Амбулаторный врач», а это означает, что Вы имеете возможность знакомиться с новостями фармакотерапии, разнообразными клиническими наблюдениями, оригинальными статьями, культурной афишей, ответами на вопросы и др.
Нынешний год примечателен для амбулаторного здравоохранения. Дело в том, что «нашему полку прибыло»: отныне в связи с упразднением обучения в интернатуре, свежеиспеченные выпускники-медики пополнили ряды специалистов первичного звена.

В этой связи мне бы хотелось поделиться с Вами, многоуважаемый коллега, взглядом относительно поликлиники будущего.

Итак, реформа по упразднению обучения в интернатуре состоялась, и выпускники медицинских вузов заняли вакантные должности врачей первичного звена, окунувшись в совершенно иной мир, где царит (во всяком случае – в идеале) высокая ответственность за судьбы тысяч людей, где ежедневно в условиях дефицита времени, страховой медицины (уже даже шутка новая появилась: в новой редакции клятва Гиппократа начинается со слов «Только при наличии страхового полиса») и документооборота необходимо понять и вникнуть в причину обращения больного, оценить общее состояние, поставить полноценный диагноз (а не изложить его в виде тезисов), определить риски осложнений, выбрать показанное лечение (поскольку «всякое непоказанное лечение – есть противопоказанное») и пр. Свежеиспеченным специалистам придется поговорить, что называется, «по душам» с каждым из пациентов. А если «душа» не молода, а страданий – «букет»? Как же учиться, у кого и в какое время?

Кафедральной дорогой

«Радует» только одно: проверить трудно, да и службы такой нет.

Словом, полёт под куполом цирка без страховки! И что в итоге: разбиться, не дождавшись помощи? Удовольствия мало, а главное – потерять то, ради чего были потрачены годы упорных «тренировок» в университете!

Мне представляется, что термин амбулаторно-поликлиническая служба (к которой все привыкли), столь часто используемый в медицинских кругах, сегодня противопоставляется реальной жизни. Быть может, лучше всюду говорить о госпитальной и внегоспитальной службе, не разделяя их? Тогда не будет «бедных» и «богатых», и в приоритетах, наконец, окажется только врач, получивший в равном объеме образование и навыки как поликлинической, так и стационарной работы.

Уверен: лишь создание Университетских клиник в поликлиниках позволит минимизировать «побочные эффекты» оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе. Если говорить не о формальном объединении любого медучреждения с клиникой университета, то следует однозначно утверждать, что эта форма может существовать только при едином понимании цели и задач обоими руководителями (главным врачом и заведующим кафедрой). Немаловажным являются их личные взаимоотношения и, конечно, грамотное распределение рабочего времени сотрудников (речь идет только о высокопрофессиональных врачах) клиники и выделения учебных помещений.

Всё, что происходит в лечебном учреждении, включая педагогическую и научную работу, должно проводиться непосредственно с больным. Если этого не будет, не будет и университетской клиники, хоть в поликлинике, хоть в стационаре. Вместе с тем, там, где есть все условия, можно творчески развивать даже то, что, на первый взгляд, представляется фантастическим.

В формате мини-конференций

К примеру, обучаясь в вузе, студент (завтра – терапевт или врач общей практики поликлиники) привык к утренним конференциям (особенно, если они не носят формальный характер), клинико-анатомическим разборам, консилиумам и пр. И вдруг, все резко поменялось, вместо продолженного образования работа в своем кабинете, как дорога в никуда…

А если иначе. Утро, в кабинете у руководителя ключевые заместителя и доцент университетской клиники. Приглашен терапевт с тремя амбулаторными картами пациентов, которые были у него накануне. Опытным наставникам достаточно 2-3 минут, чтобы найти или не найти в амбулаторной карте полноценный диагноз, этапный эпикриз, обоснование терапии и пр. Еще 2-3 вопроса о сложных больных, конфликтных ситуациях, неотложных состояниях, отказов от госпитализации и пр. Затем следуют доброжелательные рекомендации и пожелания к следующей плановой встрече через, условно, 3 недели. А на следующий день – новое действующее лицо и тот же сценарий беседы.

Всего 10 минут (!) времени – и врач свободен. Еще столько же на разбор «полетов»: жалобы, лекарственное обеспечение, активы «скорой», стационар на дому… И опять есть возможность оперативно исправить ситуацию, ведь в активе – сотрудники университетской клиники. Уверен, что эти мини-конференции принесут незамедлительно свои плоды и со временем станут формой учебы.

Там, где мертвые учат живых

Мне представляется также, что всякого рода разговоры о возможности не вскрывать умерших должны прекратиться среди врачей. И не только потому, что «должность врача вскрывать умершего, коего лечили», а потому, что великие интернисты прошлых лет начинали свой медицинский путь в прозектуре. Сегодня, наоборот, нивелируется роль аутопсии, основной компонент роста профессионального мастерства, развития клинического мышления, способа борьбы с субъективизмом.

Организатор патологоанатомической службы в нашей стране и создатель крупной научной школы морфологов, академик АМН СССР Ипполит Васильевич Давыдовский полагал, что «патологическая анатомия – это клиническая дисциплина, задача которой состоит в совместном с лечащими врачами выяснении истинной природы страдания и его нозологическая индикация». Давно все сказано, осталось только отточить искусство речи и убеждения родственников в необходимости вскрытия.

Вместо резюме

Эффективно работающее первичное звено – залог успешного развития системы здравоохранения. Как этого добиться в нынешней реальности? Единственным выходом, по моему глубокому убеждению, в нынешней ситуации является перемещение большей части терапевтических кафедр из стационаров в поликлиники, где бы квалифицированные сотрудники, встреченные с распростертыми объятиями администрацией того или иного амбулаторного медучреждения, занимались и с опытными врачами, и с молодыми специалистами.

Времена меняются. Количество стационаров сокращается. Расширяется амбулаторная сеть. Сознание кафедральных сотрудников также должно перестроиться. В поликлинике они смогут трудиться куда эффективнее. Иного пути просто нет.

А.Л. ВЁРТКИН


 
 

Возврат к списку


Подпишитесь
на рассылку

Периодически мы будем присылать Вам свежие статьи из библиотеки, а также делиться практическими советами.