Главные вести

«ВЕЧЕРНЯЯ ОРДИНАТОРСКАЯ»,
или Новые формы непрерывного образования врачей общей практики

ОРДИНАТОРСКАЯ!.. Как много эмоций, ассоциаций и воспоминаний наверняка вызывает у вас это слово, дорогие коллеги. Ординаторская — это одновременно и людская, и гостиная, и библиотека, и даже каюта, иными словами, целый космос. Именно у этого порога, как правило, начинается и заканчивается как отдельный рабочий день, так и профессиональная карьера доктора. Здесь врач может найти недолгое уединение для построения диагностического и лечебного алгоритмов, провести блиц-консилиум с коллегами вплоть до профессуры или побеседовать с родственниками пациента. И если где и проливаются скупые врачебные слезы, то именно в этих стенах. Ординаторская — своего рода храм врачебного коллектива.

Итак, вечерняя ординаторская… В этом словосочетании совсем иное созвездие чувств и впечатлений. Кто-то вспоминает первые, робкие признания в любви, кто-то сразу думает о возможности удобно расположиться в кресле и поболтать с коллегами. Для кого-то это ассоциации с написанием диссертационных и прочих научных работ, для кого-то — очередная «тусовка». Мы уверены, что ни один врач не останется равнодушным к приглашению посетить ВЕЧЕРНЮЮ ОРДИНАТОРСКУЮ!

Именно благодаря разнообразию ассоциативных образов, многогранности понятия и притягательности самого словосочетания мы дали такое название своему новому образовательному проекту для врачей общей практики.

Главная цель — доступность
Многообразие профессионального информационного потока, академичность педагогических методик и однообразность предлагаемых для обучения врачей материалов привели в последние несколько лет к значительному сокращению числа слушателей на конференциях и симпозиумах, конгрессах и мастер-классах.

Наш собственный педагогический опыт с врачами общей практики демонстрирует низкий процент воспроизводимости полученных знаний уже на третий-четвертый день по окончании вышеупомянутых мероприятий. И если непосредственно после занятия и на следующий день средний процент усвоенного материала составляет 78 % (согласно тестовой проверке), то уже через неделю он падает до 47 %.

Неоднократное психологическое тестирование и детальное изучение мнения обучающихся докторов позволило установить две основные причины сложившейся ситуации:

  1. Лекционный и методический контент педагогического материала, как правило, представлен теоретической составляющей с единичными виртуальными разборами больных, без объяснений практическому врачу, как полученные теоретические данные приложить к собственной рутинной практике (врачи отмечали как исключительно негативный факт справочное изложение хорошо известных фундаментальных основ патологии, бесконечный пересказ РКИ, отсутствие «прорывной» информации, позволяющей изменить отношение к практике, отсутствие клинической оценки обсуждаемых проблем).
  2. Большое количество ответов, показывающих неудовлетворенность окружающей обстановкой и критическое личное отношение, свидетельствует о наличии синдрома эмоционального выгорания, свойственного людям социально-контактных профессий.

По новым правилам
Становится очевидно, что «прежние правила игры» непрерывного последипломного обучения врачей общей практики (терапевтов) требуют системного пересмотра и применения более подходящих для усвоения форм обучения. Неслучайно дистанционное образование, в особенности при получении второго высшего, сегодня стремительно набирает популярность.

В чем же здесь секрет? Многообразие и красочность электронного контента, возможность многократного повторения информационных модулей, индивидуальная скорость изучения материала, возможность вслепую задавать вопросы — вот лишь небольшой список преимуществ новых форм обучения.

Однако дистанционный тренд в обучении, связанный с повышением квалификации врачей, не нашел широкого отклика и востребованности в российском врачебном сообществе по целому ряду объективных причин.

Изучив мнения 235 врачей общей практики, проходивших сертификационные циклы повышения квалификации, мы установили, что самой понятной и востребованной методикой обучения может стать разбор РЕАЛЬНЫХ клинических случаев из практики обучающегося. Врач чувствует себя комфортно и готов принимать «назидания» коллег только в случае личного вынесения истории своего пациента на групповое обсуждение, поскольку такая ситуация представляется ему привычной и не противоречит понятной для клинициста концепции врачебных консилиумов.

С другой стороны, изменение негативного мышления и поломка стереотипа рутинности (в рамках эмоционального выгорания врача) представляется актуальной задачей, позволяющей резко увеличить эффективность усвоения материала врачом-курсантом.

На стыке науки и культуры
Нейрофизиологические исследования последних лет, особенно проводимые специалистами когнитивных наук, выявили целый спектр практических решений, позволяющих повысить эффективность работы мозга в условиях профессионального стресса.

Интересно, что нашли научное подтверждение те педагогические методики, которые использовали профессора прошлых лет в подготовке и переподготовке врачей, главным образом тонкое переплетение медицины и искусства. Читая лекции Боткина, Плетнева и других классиков — представителей плеяды великих российских врачей, мы можем наслаждаться не только памятником русской словесности с изящными речевыми оборотами и яркими образами, но и тончайшим восприятием переживаний больных, которое может исходить лишь из эмоционального интеллекта, сформированного наряду с прочим произведениями искусства.

Приведенные выше сведения легли в основу формирования контента образовательного материала для проекта «Вечерняя ординаторская».

Ядром педагогической нагрузки в медицинской части проекта является разбор клинических случаев из рутинной практики с одной, но очень важной ремаркой. Существует такая фраза: «Ошибка врача-клинициста может привести к смерти одного пациента, а ошибка патологоанатома приведет к смерти многих пациентов в будущем. Если же работа патологоанатомического отделения вообще не проводится, уровень оказания медицинской помощи в учреждении неизбежно падает». Дело в том, что функции клинического патолога — это, конечно, диагностика. Она же составляет и три четверти работы клинициста. При этом любой специалист, диагностируя какое-либо заболевание, всегда знает такой термин, как золотой стандарт. Патологоанатомическая диагностика как раз представляет собой подобный стандарт. Поэтому образовательный посыл многократно повышается при разборе клинико-анатомического диагноза. В подобном разборе уточняются соответствие ведения пациентов с имеющимися рекомендациями и протоколами, правила и особенности структуры диагностических концепций, работа над ошибками, чтобы они не повторялись.

Другой важный педагогический приемом «Вечерней ординаторской», уже с позиций культурологии, — известная когнитивная методика «Замена картинки»: после тематического профессионального выступления или рецензии на тот или иной случай представляется информация, рассчитанная на развитие ассоциативного мышления врачей, повышение их общей образованности.

Позитронно-эмиссионная томография, все шире внедряясь в современную медицину, помимо своего прямого предназначения — диагностического, открыла нам феноменальные реакции мозга на прослушивание музыки, чтение книг, созерцание картин. Ни одно из этих действий не оставляет мозг в условиях метаболического покоя. Более того, в коре головного мозга образуются новые нейронные связи. Оптимальными способами тренировки и развития мозга являются групповые чтения вслух отрывков из классических произведений, а также знакомство с интересными людьми и посещение культурных событий, в том числе выставок, иммерсионных шоу, театральных и кинопремьер.

Старт дан
Первое заседание образовательного клуба «Вечерняя ординаторская» прошло 5 апреля 2017 года, а его модераторами выступили авторы этой статьи.

Все началось в рекреациях университетской клиники терапии городской клинической больницы им. Спасокукоцкого. Гостей заседания, врачей московских поликлиник, ждали теплые напитки и легкие закуски. Это был важный педагогический прием, позволивший расположить к себе курсантов и слушателей, создать расслабленную атмосферу и переключить внимание врачей с рутинной работы на предстоящий информационный штурм.
Первая, медицинская часть заседания была посвящена клинико-анатомическим сопоставлениям в традиционной для кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи МГМСУ им. А.И.Евдокимова форме.

Было отмечено, что на амбулаторно-поликлиническом этапе не соблюдается правильная рубрификация (выделение основного или основного сочетанного, фонового заболевания, их осложнений, сопутствующей патологии) диагнозов; в заключительном клиническом диагнозе в большинстве случаев используются сокращения, в том числе недопустимые; часто у пациента указывается несколько форм одного и того же заболевания одновременно, например «хроническая ишемия головного мозга, дисциркуляторная энцефалопатия, последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения»; выбор и дозы лекарственных препаратов не всегда соответствуют современным рекомендациям, не интенсифицируется терапия при возникновении обострений хронических заболеваний, в амбулаторных картах не анализируется и не приводится оценка сердечно-сосудистого риска, отмечена гиподиагностика пневмонии и гипердиагностика тромбэмболии легочной артерии как смертельного осложнения, не происходит оценка выписных эпикризов, заключения других специалистов, дополнительных методов обследования; не выполняются стратегические направления немедикаментозной первичной и вторичной профилактики, в диагнозы этапных эпикризов, направительных на секцию, амбулаторные врачи не указывают фибрилляцию предсердий, кахексию, длительную иммобилизацию при наличии указаний в амбулаторной карте и выписных эпикризов стационаров. Обращено внимание присутствовавших руководителей поликлиник, КДЦ и структурных подразделений на отсутствие адекватной стратегии преемственности между стационарами и поликлиниками округа, что, несомненно, требует реакции специалистов первичного звена.

Ассоциативная часть клинического разбора в рубрике «Десять дней, которые потрясли мир» представлена десятью наблюдениями из амбулаторной практики. Разбор был основан на новом подходе к диагностике наиболее популярных заболеваний.

Вторая часть арт-заседания была посвящена анонсу культурных мероприятий в Москве в апрельские уик-энды. А это кинопремьеры «Время первых» и «Собачья жизнь», выставка акварели Сергея Андрияки, экспозиции «Империя Фаберже в Архангельском» и «Алиса в стране чудес» Сальвадора Дали.

Выставка «Айвазовский — ожившие полотна»: к 200-летию со дня рождения художника команда креативного пространства «Люмьер-холл» подготовила мультимедийную выставку. Она кардинально отличается от всех предыдущих проектов благодаря плотному сотрудничеству с музеем Айвазовского в Феодосии, а также совершенно новому уровню анимации картин. На выставке представлено более 200 работ, на подготовку проекта ушло более года. Практически все картины сделаны в формате ps-3D, что позволяет посетителям почувствовать себя внутри них. Динамичный видеоряд, красивая анимация, а также более чем 30 проекторов высокого разрешения, дополненных 20 кВт объемного звука, перенесут посетителей за тысячи километров от столицы, в акваторию Черного моря, на место известных корабельных баталий.

Гостям «Вечерней ординаторской» были представлены спектакли «Идеальный муж», «№13D», «Ревизор» и т. д., входящие в топ лучших комедий, а также мульт-анимация, сопровождающая рассказ А.П.Чехова «Письмо к ученому соседу».

Впереди время отпусков — время подводить итоги и строить новые планы. Каждый из нас много работал в этом году. Было много событий — и рутинных, и праздничных. Было много стрессовых ситуаций, много благодарностей, были разочарования и победы. Как справиться со стрессом? Как восстановить здоровье в отпуске? Какие профессиональные туристические программы для врачей и их пациентов доступны сегодня? Что такое инициатива для врачей «Начни с себя»? Какие лекарства взять в отпуск и что посоветовать не забыть больным?

Эти и многие другие профессиональные новости ждут вас на следующем заседании профессионального клуба «Вечерняя ординаторская».

В гостях у нас в этот вечер будут профессор Алексей Борисович Данилов с эксклюзивным тренингом «Стресс-устойчивость врачей поликлиники» и программой «Начни с себя» и менеджеры ведущих туристических агентств, которые познакомят с наиболее привлекательными предложениями на летний отпускной сезон.

В заключительной части в ассоциативных образах семи чудес света мы расскажем о лекарствах, которые необходимо брать с собой в отпуск, и о том, что нужно иметь летом под рукой всем тем, кто останется на работе или отправится за город.

Итак, мы ждем вас 17 мая 2017 года в 18 часов в образовательном профессиональном клубе для терапевтов «Вечерняя ординаторская» по адресу: Москва, ул. Вучетича, д. 21, городская клиническая больница им. С.И.Спасокукоцкого, 6-й корпус, 7-й этаж.

Предварительная запись (обязательна) в форме ниже или по электронному адресу kafedrakf@mail.ru.


 
 

Возврат к списку


Подпишитесь
на рассылку

Периодически мы будем присылать Вам свежие статьи из библиотеки, а также делиться практическими советами.