ДУХОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ПРАГМАТИЧНОГО ВЕКА

ДУХОВНЫЕ ВЫЗОВЫ ПРАГМАТИЧНОГО ВЕКА

академик РАН А.Чучалин

Биоэтика: на шаг впереди технологий

Уникальная конференция, посвященная вопросам биоэтики, под эгидой ЮНЕСКО, состоялась в рамках IX Всероссийского конгресса пациентов. В качестве вступления, президент Межправительственного комитета по биоэтике ЮНЕСКО (Intergovernmental Bioethics Committee UNESCO) Кристен Бик представил Организацию в историческом аспекте. Так, до Второй мировой войны предшественниками ЮНЕСКО являлись Специальный комитет Лиги наций по вопросам интеллектуального сотрудничества (Женева) и его исполнительное агентство – Международный институт интеллектуального сотрудничества (Париж).

Также в 1925 г., в Женеве было создано Международное бюро просвещения, которое с 1969 г. является частью структуры Секретариата ЮНЕСКО. По окончании войны, в ноябре 1945 г., в Лондоне прошла Конференция Организации Объединенных Наций, целью которой являлось создание содружества, призванного олицетворять подлинную культуру мира. И 16 ноября 1945 г. 37 государств подписали Устав, возвестивший о появлении Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), который вступил в силу через год после его ратификации.

«Что представляет собой ЮНЕСКО сегодня? ЮНЕСКО, базируясь на концепции прав человека и уважении общих ценностей представляет собой площадку для диалога между цивилизациями, народами и культурами. Миссия ЮНЕСКО состоит в содействии укреплению мира, искоренению нищеты, устойчивому развитию и межкультурному диалогу посредством образования, науки, культуры, коммуникации и информации», - К.Бик.

На русской тройке – к дальним горизонтам

В 1993 г. ЮНЕСКО была основана программа по биоэтике, в рамках которой Организацией разрабатывались международно-правовые инструменты, проводились конференции и семинары.

- В настоящее время Программа опирается на три основные структуры, и это очень по-русски, это напоминает русскую тройку, - отметил господин Бик, - К ним относятся: Международный комитет по биоэтике, основной задачей которого является распространение принципов, заложенных Декларацией (в состав входят 36 независимых эксперта), Межправительственный комитет по биоэтике, роль которого состоит в том, чтобы сотрудничать с комитетом экспертов, донося до них точку зрения государств-членов ЮНЕСКО по тому или иному вопросу (состоит из представителей 36 государств – участников) и «Всемирная комиссия по этике науки и научных знаний» состоящая из 18 ведущих ученых из различных сфер научного знания: юриспруденции, философии, культурных и политических областей, - заключил он.

Развитие биомедицины определило потребность создания таких ориентиров, которые могли бы предотвратить негативные последствия медико-биологических наук, использования медицинских технологий во вред как человечеству в целом, так и конкретному человеку в частности. Так появилась необходимость разработки Всеобщей декларации о биоэтике в октябре 2005 г. В основу Декларации легли международные основополагающие документы, такие как Всеобщая декларация прав человека, Всеобщая декларация о геноме человека (принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г.) и др. Всеобщая декларация о биоэтике включает в себя около 30 положений, направленных на закрепление принципов и утверждение прав человека к его фундаментальным свободам.

- В соответствии со Всеобщей декларацией о биоэтике и в рамках развития Программы перед Российским комитетом стоит несколько актуальных проблем, таких как основание библиотеки научных трудов по биоэтике, проведение научной конференции, посвященной созданию периодической системы химических элементов, образование кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и искусственному интеллекту, - обозначил ряд приоритетных задач Посол МИД РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе.

В новую эпоху с открытыми глазами

- Мы обязаны провести всемерное и просвещённое обсуждение этой проблемы с тем, чтобы встретить новую эпоху с открытыми глазами, не жертвуя нашими ценностями, и привести к общему знаменателю наши моральные принципы, - отметил Вице-президент Межправительственного комитета по биоэтике ЮНЕСКО, один из ведущих специалистов нашей страны в области внутренней медицины нашей страны, заведующий кафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, председатель правления Российского респираторного общества академик РАН Александр Чучалин. - Трансплантация – непростой вопрос с позиции биоэтики. Накануне, на базе НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского, мы провели 60-ю трансплантацию легких молодому человеку, больному муковисцидозом. И нам хорошо известно, сколько медицинских, моральных, этико-правовых и даже религиозных ограничений связано с трансплантацией и донорством органов. Понятие биоэтики можно толковать по-разному, однако неизменным остается то, что в фокусе всех трактовок находится человек, его деятельность, права и свободы, - акцентировал внимание многочисленной аудитории форума эксперт.

Наряду с этим в своём докладе академик А.Чучалин коснулся двух ключевых вопросов биоэтики: искусственного интеллекта и проблем современного родительства.

Искусственный интеллект (ИИ) – это отрасль науки, вызывающая большой интерес. Впервые это понятие определила группа североамериканских ученых в 1956 г. История развития ИИ прошла множество этапов начиная с периода пророчества и мрачных времён, семантического периода, этапа неоконнекционизма и машинного обучения до интерфейса «человек-машина» и периода Возрождения ИИ: большие данные и глубокое обучение. Технологии ИИ открывают новые перспективы развития интерактивного и модульного обучения, систем диагностики, ребилитации и др. Однако, по мнению А.Чучалина, наибольшей критике подвергается идея гибридизации человека и машины, позволяющая соединить человеческое тело и технологическую систему. Такое соединение может быть как физическим (например, установка протеза верхней конечности, управляемого силой мысли), так и виртуальным (пример последнего – очки Google Glass с голосовым управлением). Безусловно, технологии ИИ обладают огромным потенциалом и оказывают глобальное влияние на человечество, однако необходимо четко представлять вероятные риски ошибок в алгоритмах, возникновения проблем неравенства и прочих разногласий, связанных с ИИ.

Проблема современного родительства вызывает в обществе широкий эмоциональный отклик. Технологические достижения в этой отрасли (фертилизация in vitro; донация гамет и эмбриона; криобиология; донация митохондрий; трансплантация матки) открыли новую эпоху в медицине будущего, и вместе с тем поставили перед учёными всего мира этические проблемы, связанные с вмешательством в процесс зарождения человеческой жизни и определением момента начала жизни, когда эмбрион уже рассматривается как моральный субъект. Однако, с точки зрения академика А.Чучалина, этический вызов состоит именно в том, что сегодня в мире проживает более 5 миллионов человек, которые появились на свет вследствие искусственного оплодотворения.

Экспертиза с позиции этики

С интересным докладом выступил декан факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель Совета по этике в области биомедицины при Минздраве России, академик РАН Всеволод Ткачук.

По заявлению ученого, в последнее время в науке произошёл ряд величайших открытий:

  1. Обратимость дифференцировки: оказывается, зрелые клетки человека можно превратить в незрелые (плюрипотентные), а затем из них получить любые другие зрелые клетки;
  2. Процессы дифференцировки и перепрограммирования клеток контролирует некодирующая часть генома (что отличается от привычных нам представлений: один ген - один белок - один признак, выяснилоась, что всего 2% структуры ДНК работает по этому, понятному нам, принципу).

Благодаря этим открытиям в медицину пришли методы клонирования органов и тканей (а в случае животных – клонирование организма) из стволовых и соматических клеток. Возникла новая наука – биология регенеративных процессов и регенеративная медицина (область медицины, направленная на восстановление структуры и функции поврежденных органов и тканей).

Появилась возможность восстанавливать исчезнувшие или исчезающие виды животных (млекопитающих, насекомых, рыб и др.) путем клонирования их соматических клеток. В медицину пришли методы клонирования любых клеток и тканей человека (нервных, половых, сердечных, эндокринных и др.) из его соматических клеток для последующей трансплантации больному.

Благодаря технологиям вмешательства в геном человека (генотерапии) стало возможным лечение некоторых моногенных орфанных заболеваний (внесение «здоровой» копии гена; внесение дополнительных копий гена; коррекция генома с целью исправления дефекта; подавление экспресии генов или перепрограммирование клеток с помощью доставки малых РНК). Возможность редактирования генома отвечает этическим принципам улучшения здоровья и благополучия людей при минимизации возможных рисков, при условии добровольного участия пациента в исследовании и гарантии интактности половых клеток, при эффективном обмене данными между научными сообществами и регулирующими органами.

Однако становится очевидным и появление таких этических и социальных проблем как неравенство, дискриминация, конфликты и угроза возрождения евгеники. Кроме того, комбинация систем редактирования генома с эффективными средствами доставки представляет собой опасность как потенциальная военная технология. И хотя создание генетического оружия против конкретной нации маловероятно или вовсе невозможно, поднимаются вопросы биобезопасности (евгеника и биотерроризм). Хорошей альтернативой запрету испытаний технологий редактирования генома может стать открытое международное сотрудничество.

- Нужно постоянно совершенствовать законодательные и этические нормы для биомедицины. Это междисциплинарная задача, которая может решаться только в рамках профессиональных и университетских сообществ» - заключил В.Ткачук.

В рамках правового поля

- Защита прав испытуемых в клинических исследованиях всегда балансирует между ошибками и заблуждениями, а правильное решение – судьбоносно для пациентов, которые будут получать лекарственный препарат, - определил главную тему своего сообщения заместитель председателя Совета по этике при Минздраве России член-корреспондент РАН Александр Хохлов. - Сегодня ведущей целью работы Совета по этике является защита жизни, здоровья и прав пациентов, принимающих участие в клинических исследованиях лекарственных препаратов для медицинского применения. В фокусе внимания Совета по этике находятся вопросы получения добровольного информированного согласия пациента на участие в клиническом исследовании; вопросы, связанные с проведением клинического исследования с участием недееспособного пациента или субъекта клинического исследования, не способного читать или писать; проблемы ответственности за включение в клиническое исследование пациента, находящегося в бессознательном состоянии и многие другие, - добавил он.

Учить или воспитывать?

- Как известно, биоэтика, это не только мультидисциплинарная наука, но и сфера образовательной деятельности, - сказал ректор Казанского государственного медицинского университета, профессор Алексей Созинов. - К результатам освоения образовательных программ предъявляются определенные общекультурные (способность действовать в нестандартных ситуациях, готовность нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия), общепрофессиональные (способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности) и профессиональные (научно-исследовательская деятельность: готовность к участию во внедрении новых мотодов и методик, направленных на охрану здоровья граждан) требования.

В 2008 г. Отделом этики, науки и технологии ЮНЕСКО на основе Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, была разработана Базовая учебная программа по Биоэтике, которая поставила конкретные задачи перед кафедрами ЮНЕСКО. Помимо проведения передовых исследований в отношении новых этических вопросов, разработки образовательных и исследовательских программ для профессионалов в области биоэтики, улучшения нормативного регулирования по биоэтике в области здравоохранения и развития биомедицинских технологий и сотрудничества с ЮНЕСКО по соответствующим программам и мероприятиям, особо остро стояла задача создания специальных программ углубленных последипломных курсов по подготовке преподавателей по биоэтике на национальном и региональном уровнях.

- Кафедра ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем и возникающих социальных и этических вызовов для больших городов и их населения факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова была создана в 2010 г. и на сегодняшний день является единственной в данной проблематике среди других кафедр ЮНЕСКО. Кафедра является участником программы по биоэтике и других программ ЮНЕСКО и старается поддержать создание собственной сети кафедр в Москве и других городах мира, - рассказал заведующий этой кафедрой, профессор Юрий Саямов.

- Последнее время, когда происходит активное внедрение в практику медицинских технологий, возникает новое понимание взаимоотношений между врачом и пациентом и появляется необходимость этического и правового регулирования научных исследований, проводимых на людях и животных, - заявила в заключение мероприятия член Совета по этике при Минздраве России Ирина Мясникова. - Роль пациентской организации в этом процессе состоит в объединении пациентов, понимании их нужд и потребностей, во взаимодействии с властями и стремлении к равноправному диалогу, а также защите прав пациентов и повышении их уровня информированности и приверженности к лечению.

Юлия ШЕВЧУК

На снимке: академик РАН А.Чучалин


Возврат к списку

Подпишитесь
на рассылку

Периодически мы будем присылать Вам свежие статьи из библиотеки, а также делиться практическими советами.