На конкурс «Амбулаторный прием» в номинации «Амбулаторный врач-моя профессия»

На конкурс «Амбулаторный прием» в номинации «Амбулаторный врач-моя профессия»

Иванова М.А., Армашевская О.В., Соколовская Т.А.,  Люцко В.В.,

ФГБУ «ЦНИИОИЗ «Минздрава России»

 

По данным источников литературы, среди врачей преобладает возрастная группа 31–40. Высокая степень ответственности за других, эмоциональные перегрузки, связанные с общением (негативные эмоции, бессознательный перенос пациентом отрицательных эмоций на врача, переживания, конфликты) и информационные перегрузки приводит к развитию психических и соматических расстройств, ухудшает качество профессиональной деятельности и нарушает социальное функционирование [2]. Возраст специалистов в свою очередь сопряжен с их профессиональным выгоранием, которое приводит к различным нарушениям функционального состояния организма и к снижению функции головного мозга.  Врачи старшего трудоспособного возраста испытывают эмоциональное переутомление, которое снижает трудоспособность и повышает риски развития конфликтных ситуаций, что особенно заметно среди специалистов пожилого возраста.

Результаты исследования показали, что среди врачей общей практики больше всего рабочего времени на основную деятельность затрачивали специалисты в возрасте от 51 до 55 лет (12,8 минута), у возрастной группы 36 - 45 лет время этой деятельности занимало 11,3 минут, а у специалистов до 35 лет и возрастного интервала в 56 – 60 лет составило 10,2 минут. На работу с документацией больше всего рабочего времени затрачивали специалисты возрастной группы 51-55 лет (8,0 минута), врачи 36-45 лет тратили 7,2 минуты, а специалисты до 35 лет всего 7,1 минуты.

Среди врачей-терапевтов участковых больше всего рабочего времени на основную деятельность затрачивали специалисты в возрасте от 61 года и старше (13,6 минуты), специалисты до 35 лет занимались ей 11,2 минуты, а возрастная группа 46-50 лет на этот вид трудового процесса тратила в 2,5 раза меньше времени – всего 5,1 минуты. На работу с документацией больше всего рабочего времени также затрачивали специалисты возрастной группы от 61 года и старше (12,2 минуты), специалисты до 35 лет – 10,9 минуты, а терапевты 51-55 лет – 8,8 минут.

Таким образом, среди всех исследуемых специалистов разных возрастных групп работа с документацией занимала не менее 50% времени, чем основная деятельность, а в работе врача-терапевта затрачивалось практически столько же времени на работу с документацией, как и на основную деятельность.

Среди врачей общей практики максимальные затраты на основную деятельность и работу с документацией затрачивали специалисты в возрасте от 51 до 55 лет, на втором ранговом месте возрастная группа 36 – 45 лет, а на третьем оказались специалисты до 35 лет.

Среди врачей-терапевтов участковых больше всего рабочего времени, как на основную деятельность, так и на работу с документацией затрачивали специалисты в возрасте от 61 года и старше, следующей возрастной группой оказались специалисты до 35 лет.

Заключение

Результаты исследования выявили основную возрастную группу специалистов до 35 лет, которая была представлены в каждой специальности, а также две возрастные группы среди врачей общей практики и врачей-педиатров 36-45 и 51-55 лет, которые максимально своего рабочего времени уделяли пациенту и работе с документацией, среди врачей-терапевтов этому уделяли должное внимание специалисты старше 61 года. Настораживает, что врачи-терапевты 46-50 лет на эти виды деятельности затрачивают в 2,5 раза времени меньше, чем их коллеги других возрастных групп, что может свидетельствовать об утрате интереса и формальному подходу к пациенту.

Ежедневная интенсивная и ответственная работа, не может не влиять на здоровье и качество жизни врача и его профессиональную деятельность, начиная с азов освоения лечебного дела, что предопределяет необходимость проведения диагностики и профилактики появления такого многопланового синдрома, как эмоциональное выгорание с учетом особенностей возрастных групп и специализации врача.

Для диагностики синдрома и его коррекции необходимо Создание п создание программы профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников для включения в учебный процесс образовательных учреждений, готовящих специалистов этой профессиональной категории и в циклы непрерывного дополнительного профессионального образования, с учетом специализации и возраста, что позволит врачу диагностировать и предотвращать развитие данного синдрома, что в итоге способствует качественному оказанию медицинской помощи населению. 


Возврат к списку


Подпишитесь
на рассылку

Периодически мы будем присылать Вам свежие статьи из библиотеки, а также делиться практическими советами.